Федеральный закон о бюро кредитных историй

Содержание
  1. Федеральный закон о бюро кредитных историй
  2. Кредитная история в 2019 году: что изменилось и как это касается вас
  3. Что нового на самом деле
  4. Что такое кредитная история?
  5. Бесплатная кредитная история — два раза в год
  6. Кредитную историю можно получить через банк — бесплатно
  7. А с кредитным рейтингом что?
  8. На портале госуслуг можно узнать, где хранится кредитная история
  9. На портале госуслуг нельзя проверить кредитную историю
  10. Как отправлять запросы на кредитную историю
  11. Счета, которые могут уходить в минус, приравняли к займам
  12. Поручительство тоже влияет на кредитную историю
  13. Согласие действует шесть месяцев
  14. Федеральный закон о бюро кредитных историй
  15. Статья 12. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О кредитных историях"
  16. Статья 12 ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ. Передача информации из ликвидируемого (реорганизуемого, исключенного из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй
  17. Федеральный закон о бюро кредитных историй
  18. Статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю
  19. Статья 5.53. Кодекса об административных правонарушениях РФ, действующая редакция на 2021 год с комментариями
  20. Комментарий к статье.

Федеральный закон о бюро кредитных историй

31 января вступили в силу поправки в законе о кредитных историях. И СМИ разорвало от радости: ну наконец-то россияне смогут узнать свою кредитную историю и даже — внезапно — кредитный рейтинг. Писали всякую дичь: что раньше такого не было или что теперь все делается через госуслуги.

Кредитная история в 2019 году: что изменилось и как это касается вас

31 января вступили в силу поправки в законе о кредитных историях. И СМИ разорвало от радости: ну наконец-то россияне смогут узнать свою кредитную историю и даже — внезапно — кредитный рейтинг. Писали всякую дичь: что раньше такого не было или что теперь все делается через госуслуги.

На самом деле кредитную историю любой человек может получить уже много лет. Один раз в каждом бюро это можно было сделать бесплатно. Но получить этот отчет через портал госуслуг невозможно, потому что там нет такой услуги. Рассказываем, что изменилось на самом деле и в чем польза для вас.

Что нового на самом деле

Нового не так много, как об этом пишут СМИ. Или оно совсем не так работает. Вот правда:

Кредитные истории и рейтинг можно проверять уже много лет. Раньше бесплатный запрос в каждое бюро можно было сделать только раз в год, а теперь — два раза. Вместе с кредитной историей можно узнать и кредитный рейтинг, если он есть. Так было и раньше. Единых правил для рейтинга нет. Разные бюро кредитных историй присваивают его сами, как хотят. Еще и банки оценивают своих клиентов по собственным правилам. Теперь можно будет делать бесплатные запросы через банк, если он предоставляет услугу по проверке кредитной истории. Но только два раза в год в одном бюро. На портале госуслуг можно бесплатно узнать, где хранится кредитная история. Вам дадут список бюро кредитных историй, в которые нужно будет обращаться за самими историями. Эта услуга работает уже несколько месяцев. На портале госуслуг нельзя проверить саму кредитную историю. Ни раньше, ни сейчас: таких поправок в законе нет и услуги такой никогда не было. Нам тоже очень жаль.

Что такое кредитная история?

Кредитная история — это такой отчет с данными о ваших кредитах, заявках на кредиты, о том, как вы платите по долгам и кто вас проверяет. Этот отчет хранится в бюро кредитных историй. Сейчас в России тринадцать бюро, Центробанк их контролирует и ведет реестр.

Когда вы подаете заявку на кредит через интернет-магазин или в банке, то соглашаетесь на проверку кредитной истории. Банк отправляет запрос в кредитное бюро: а что там вот у этого человека с долгами и платит ли он их? Данные из отчета могут повлиять на решение банка.

Проверить свою кредитную историю может любой человек. А другие люди и организации могут проверять ее только с его согласия. То есть ничего нового тут нет: кредитная история была и проверять ее россияне могли и год назад, в том числе бесплатно. И банки кредитные истории тоже проверяли. Никаких резонансных изменений тут нет.

Бесплатная кредитная история — два раза в год

Проверять кредитную историю можно бесплатно или за деньги. Бюро кредитных историй зарабатывают на запросах, а количество бесплатных заявок ограничено.

Раньше. Бесплатно кредитную историю можно было взять только один раз в год в одном БКИ.

С 31 января. Теперь бесплатные запросы можно делать два раза в год. При этом на бумаге — только один раз. Раньше про бумажные отчеты в законе не было конкретики.

То есть добавили возможность еще раз бесплатно взять кредитную историю. И ничего больше. Ограничение распространяется на каждое бюро кредитных историй. Если досье хранится в четырех бюро, то всего можно отправить восемь бесплатных запросов в год.

Кредитную историю можно получить через банк — бесплатно

Некоторые банки предоставляют услугу по получению кредитной истории. Это удобнее, чем узнавать свой личный код, заверять подпись или оформлять электронную, чтобы делать запросы через бюро. Запрос можно сделать в личном кабинете банка, даже если нет специального личного кода. Но обычно это платная услуга. Потому что банк — это не бюро кредитных историй. Он оказывает клиенту информационную услугу за деньги.

Теперь бесплатный запрос можно будет сделать и через банк. Но с теми же ограничениями — не больше двух раз в год в одном бюро. Банк проверит, не превышен ли лимит запросов, — если превышен, придется заплатить. Пока банки готовятся исполнять новые требования. Скорее всего, бесплатные запросы появятся не сразу, потому что нужно внести изменения в договоры с БКИ и наладить обмен информацией о количестве бесплатных проверок.

А с кредитным рейтингом что?

С кредитным рейтингом ничего не изменилось. Он и раньше присваивался: БКИ формировали его по своим критериям. Единых правил к рейтингу нет.

По поводу рейтинга нет совершенно никаких новостей. Для простоты оценки такие рейтинги формировались и год, и пять лет назад. И выглядели точно так же. Их можно было запросить когда захочется. Просто теперь в законе упоминается это понятие: мол, вместе с кредитной историей можно узнать и рейтинг, если он вообще есть.

Возможно, Центробанк придумает единую шкалу и внедрит общие критерии для оценки, чтобы в разных бюро рейтинг был одинаковым. Но пока ничего такого нет. На рейтинг влияет что угодно, вплоть до семейного положения и места прописки. Как это скажется на ответе по кредиту, решает банк.

На портале госуслуг можно узнать, где хранится кредитная история

На портале госуслуг уже несколько месяцев можно узнать, где хранится ваша кредитная история. Дело в том, что из тринадцати БКИ она может храниться только в двух или, например, пяти. Чтобы узнать, куда отправлять бесплатный запрос для получения кредитного отчета, надо проверить этот список. На портале это можно сделать бесплатно, причем еще с ноября 2018 года.

В закон внесли уточнение про этот способ доступа к списку БКИ, хотя Центробанк рассказал об услуге еще в прошлом году, и тогда она уже работала. А вот 31 января ничего нового в этом плане не произошло.

На портале госуслуг нельзя проверить кредитную историю

Чего только не писали об этом уважаемые издания. В соцсетях росла волна возмущения: почему не работает проверка кредитных историй? Да она и не должна работать. Такой услуги на портале никогда не было, и в законе она не предусмотрена.

На портале госуслуг можно проверить только список БКИ, а саму кредитную историю — нет. Возможно, какие-то бюро сделают авторизацию по учетной записи ЕСИА на своих сайтах — по закону это допускается. Но это не имеет отношения к услугам портала. Долги по налогам там проверить можно, автоштрафы — тоже можно, а вот кредитную историю — нет. Но никто этого и не обещал.

Как отправлять запросы на кредитную историю

Раньше в законе вообще не было конкретики по этому поводу. Теперь есть.

Вот законные способы обратиться в БКИ, чтобы узнать свою кредитную историю:

Написать запрос на бумаге и передать в БКИ лично с паспортом. Отправить электронный запрос: с усиленной КЭП; с простой подписью, но которую выдали при личной явке или которую БКИ проверило и подтвердило личность; через свой банк. Отправить письменный запрос в БКИ с заверенной нотариусом подписью. Отправить телеграмму, которую заверит оператор связи.

Счета, которые могут уходить в минус, приравняли к займам

В бюро кредитных историй передают информацию о том, что вот этот клиент банка взял в долг такую-то сумму. Но раньше под формулировки в законе попадали именно договоры займа, то есть они так и должны называться.

Теперь к ним приравняли договоры банковского счета, по которым клиент может уйти в минус, а платежи все равно проводятся. Но это формальность, банки и так передавали информацию о таких долгах в бюро кредитных историй. Если долго не погашать овердрафт, это могло повлиять на оценку заемщика.

Поручительство тоже влияет на кредитную историю

Если вы не заемщик, а поручитель по кредиту, информация об этих обязательствах тоже попадает в бюро. Но раньше ее туда включали, когда поручитель реально начинал платить по долгам того, за кого поручился, — то есть стал выполнять обязанности заемщика.

Теперь кредитная история поручителя будет формироваться с того момента, когда он должен заплатить. То есть заемщик не платит, вы за него поручились, вам сказали: теперь платите вы, — и это уже влияет на вашу личную кредитную историю. Но изменение тоже скорее формальное: нужно внимательнее относиться к поручительству — тут все серьезно.

Согласие действует шесть месяцев

Раньше клиент давал согласие при оформлении заявки на кредит и оно действовало только два месяца. Теперь — полгода. А если договор оформлен, то согласие продлевается на весь срок действия кредита.

Есть еще одно изменение в сроках хранения согласия: раньше БКИ могло запросить согласие и его нужно было хранить пять лет, а теперь — только три. На клиентов банков это как-то принципиально не повлияет, и делать с этим ничего не надо. Рассказываем вам, чтобы вы понимали «масштаб» изменений.

Это все поправки в закон о кредитных историях, которые заработали с 31 января. Подпишитесь, чтобы узнавать, как обстоят дела с вашими правами в России. Мы читаем законы за вас и рассказываем, что они значат на самом деле.

Федеральный закон о бюро кредитных историй

3. Решение о проведении торгов принимается организатором торгов:

Статья 12. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О кредитных историях"

Статья 12 ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ. Передача информации из ликвидируемого (реорганизуемого, исключенного из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй

Статья 12. Передача информации из ликвидируемого (реорганизуемого, исключенного из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй

1. В случае реорганизации бюро кредитных историй хранящиеся в нем кредитные истории передаются его правопреемнику – бюро кредитных историй, включенному в государственный реестр бюро кредитных историй. В случае реорганизации квалифицированного бюро кредитных историй хранящиеся в нем кредитные истории передаются его правопреемнику – квалифицированному бюро кредитных историй, включенному в государственный реестр бюро кредитных историй. Правопреемники, указанные в настоящей части, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня получения кредитных историй уведомить об этом источники формирования передаваемых кредитных историй, а также разместить соответствующую информацию в общероссийском периодическом печатном издании и местном периодическом печатном издании по месту нахождения реорганизованного бюро кредитных историй.

2. В случае реорганизации бюро кредитных историй, если его правопреемник не включен в государственный реестр бюро кредитных историй, в случае ликвидации или исключения в соответствии с частью 2 статьи 14.1 настоящего Федерального закона бюро кредитных историй из государственного реестра бюро кредитных историй либо в случае принятия общим собранием акционеров (участников) бюро кредитных историй решения о прекращении деятельности юридического лица в качестве бюро кредитных историй по заявлению об исключении записи о бюро кредитных историй хранящиеся в ликвидируемом или реорганизуемом бюро кредитных историй, а также у юридического лица, общим собранием акционеров (участников) которого принято решение о прекращении деятельности в качестве бюро кредитных историй (далее – юридическое лицо, намеревающееся прекратить свою деятельность в качестве бюро кредитных историй), кредитные истории могут быть реализованы путем продажи с проводимых в форме аукциона торгов, исключительным правом на участие в которых обладают бюро кредитных историй, включенные в государственный реестр бюро кредитных историй. Порядок проведения таких торгов устанавливается Банком России. В случае непринятия в соответствии с частью 3 настоящей статьи решения о проведении торгов кредитные истории передаются на хранение в Центральный каталог кредитных историй в порядке, установленном Банком России, для дальнейшей безвозмездной передачи в любое бюро кредитных историй (квалифицированное бюро кредитных историй – в случае передачи на хранение кредитных историй из ликвидируемого или реорганизуемого квалифицированного бюро кредитных историй) на конкурсной основе в порядке, установленном Банком России.

3. Решение о проведении торгов принимается организатором торгов:

1) в случае реорганизации бюро кредитных историй, когда его правопреемник не включен в государственный реестр бюро кредитных историй, – органом управления бюро кредитных историй, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о реорганизации бюро кредитных историй, одновременно с принятием решения о реорганизации бюро кредитных историй;

2) в случае добровольной ликвидации бюро кредитных историй – органом управления бюро кредитных историй, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о ликвидации бюро кредитных историй, одновременно с принятием решения о ликвидации бюро кредитных историй;

3) в случае ликвидации бюро кредитных историй вследствие признания его несостоятельным (банкротом) – конкурсным управляющим в течение трех рабочих дней со дня его назначения арбитражным судом;

4) в случае исключения бюро кредитных историй в соответствии с частью 2 статьи 14.1 настоящего Федерального закона из государственного реестра бюро кредитных историй – Банком России по истечении двух месяцев со дня исключения из указанного реестра бюро кредитных историй, кредитные истории которого подлежат реализации;

5) в случае, если юридическое лицо намерено прекратить свою деятельность в качестве бюро кредитных историй, – общим собранием акционеров (участников) бюро кредитных историй одновременно с принятием решения о прекращении деятельности юридического лица в качестве бюро кредитных историй по заявлению об исключении записи о бюро кредитных историй.

4. Организатор торгов в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о проведении торгов обязан уведомить Банк России о месте, времени, об объекте проводимых торгов и о его начальной продажной цене, а также разместить соответствующую информацию в общероссийском периодическом печатном издании и местном периодическом печатном издании по месту нахождения ликвидируемого (реорганизуемого) бюро кредитных историй, а также юридического лица, намеревающегося прекратить свою деятельность в качестве бюро кредитных историй.

5. Все кредитные истории ликвидируемого (реорганизуемого) бюро кредитных историй, а также юридического лица, намеревающегося прекратить свою деятельность в качестве бюро кредитных историй, выставляются на торги единым лотом. Начальная продажная цена лота определяется организатором торгов.

6. Первичные торги признаются несостоявшимися в случае, если в торгах участвовало менее двух бюро кредитных историй, а также в случае, если ни один из участников не предложил цену, превышающую начальную. При объявлении первичных торгов несостоявшимися организатор торгов назначает повторные торги.

7. На повторных торгах начальная продажная цена лота устанавливается в размере не более 50 процентов от начальной продажной цены первичных торгов. Повторные торги признаются состоявшимися независимо от числа бюро кредитных историй, принявших в них участие. Победителем повторных торгов признается бюро кредитных историй, предложившее наибольшую цену за выставленный на торги лот.

8. Повторные торги признаются несостоявшимися в случае, если ни одно бюро кредитных историй не приняло участия в этих торгах. При объявлении повторных торгов несостоявшимися кредитные истории передаются организатором торгов на хранение в Центральный каталог кредитных историй в порядке, установленном Банком России, для дальнейшей безвозмездной передачи в любое бюро кредитных историй на конкурсной основе в порядке, установленном Банком России. В период хранения в Центральном каталоге кредитных историй изменения и дополнения в кредитные истории не вносятся и информация, содержащаяся в них, не представляется, за исключением случаев, если информация запрашивается судом (судьей) по делу, находящемуся в его производстве, органами предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа, а также нотариусом в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества при совершении нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство.

9. Передача кредитных историй ликвидируемого (реорганизуемого) бюро кредитных историй, а также юридического лица, намеревающегося прекратить свою деятельность в качестве бюро кредитных историй, выигравшему торги или получившему кредитные истории в порядке, установленном частью 8 настоящей статьи, бюро кредитных историй осуществляется организатором торгов и должна быть завершена не позднее 30 календарных дней после дня проведения последних торгов. Бюро кредитных историй, выигравшее торги или получившее кредитные истории в порядке, установленном частью 8 настоящей статьи, обязано в течение 10 рабочих дней со дня передачи ему кредитных историй уведомить об этом Банк России и источники формирования передаваемых кредитных историй, а также опубликовать сообщение о завершении передачи ему кредитных историй ликвидируемого (реорганизуемого) бюро кредитных историй, а также юридического лица, намеревающегося прекратить свою деятельность в качестве бюро кредитных историй, в общероссийском периодическом печатном издании и местном периодическом печатном издании по месту нахождения ликвидируемого (реорганизуемого) бюро кредитных историй, а также юридического лица, намеревающегося прекратить свою деятельность в качестве бюро кредитных историй.

10. Источники формирования кредитных историй, направлявшие информацию в ликвидированное (реорганизованное, исключенное в соответствии с частью 2 статьи 14.1 настоящего Федерального закона или по заявлению из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй в случае, когда его правопреемник не был включен в государственный реестр бюро кредитных историй, в течение 30 календарных дней со дня получения информации о ликвидации (реорганизации, исключении в соответствии с частью 2 статьи 14.1 настоящего Федерального закона или по заявлению из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй обязаны начать представление информации, включая всю информацию за период со дня последней передачи информации в ликвидированное (реорганизованное, исключенное в соответствии с частью 2 статьи 14.1 настоящего Федерального закона или по заявлению из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй, в другое бюро кредитных историй.

11. Денежные средства, полученные от реализации кредитных историй в порядке, установленном настоящей статьей, передаются ликвидируемому (реорганизуемому, исключенному из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй, а также юридическому лицу, прекратившему свою деятельность в качестве бюро кредитных историй.

12. Требования настоящей статьи не распространяются на случаи реорганизации бюро кредитных историй путем преобразования хозяйственного общества одного вида в хозяйственное общество другого вида.

Федеральный закон о бюро кредитных историй

Субъективная сторона указанных выше правонарушений может характеризоваться и умыслом, и неосторожностью (например, виновный по небрежности может нарушить (пропустить) срок проведения проверки).

Статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю

Статья 5.53. Кодекса об административных правонарушениях РФ, действующая редакция на 2021 год с комментариями

Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

Влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье.

1. Комментируемая статья является первой из пяти (ст. ст. 5.53 — 5.55; 14.29; 14.30), предусматривающих административную ответственность за нарушение законодательства о кредитных историях. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный законом порядок формирования, хранения и использования кредитных историй.

Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях». Соблюдение этого порядка является гарантией конфиденциальности соответствующей информации, составляющей кредитную историю, и способствует своевременному исполнению заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), усилению защищенности кредиторов и заемщиков, повышению эффективности работы кредитных организаций.

Основные положения данного порядка заключаются в следующем. Кредитная история включает информацию о заемщике (кредиторе), состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и которая хранится в бюро кредитных историй.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ источники формирования кредитной истории (банки, другие кредитные организации, являющиеся заимодавцами, кредиторами) представляют всю имеющуюся информацию, составляющую кредитную историю, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Причем такая информация предоставляется в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Обычно такое согласие заемщика банки (кредитные организации) получают при заключении с ним договора займа (кредита).

Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее 10 дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события).

Важнейшей частью кредитной истории является Кредитный отчет — это документ, который содержит информацию о заемщике и заключенном им договоре займа (кредита) и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с законом (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).

Государственный реестр бюро кредитных историй — это открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о бюро кредитных историй, внесенных в указанный реестр уполномоченным государственным органом.

Бюро кредитных историй обеспечивает защиту информации при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством.

Бюро кредитных историй, его должностные лица несут ответственность за неправомерное разглашение и незаконное использование получаемой информации в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, как раз и состоит в нарушении установленного порядка получения и (или) распространения информации, составляющей кредитную историю.

Данное административное правонарушение следует отграничивать (прежде всего, по объективной стороне) от правонарушений, предусмотренных ст. 5.55 (непредоставление кредитного отчета), ст. 14.29 (незаконное получение или предоставление кредитного отчета) и ст. 14.30 (нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю) КоАП РФ.

Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, совершается только путем действий. Потенциальный виновник, например, передает информацию (сведения), составляющую чью-то кредитную историю, (в электронном или бумажном виде) конкретному физическому или юридическому лицу без какого-либо запроса или разглашает ее неопределенному кругу лиц (через СМИ или в ходе частных бесед) и т. п.

Правонарушение считается Оконченным с момента первого факта передачи (разглашения), получения информации, входящей в кредитную историю. Состав правонарушения считается формальным, наступление каких-либо вредных последствий от совершенных правонарушающих действий не охватывается объективной стороной данного деяния.

3. Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут являться и граждане, незаконно получившие или распространившие указанную информацию (например, рядовые сотрудники банка), так и должностные лица (например, руководители бюро кредитных историй). Субъектом ответственности может стать и юридическое лицо (например, тоже бюро кредитных историй или банк либо иная кредитная организация).

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью (например, если работник банка, желая проявить свою осведомленность, неосторожно разглашает знакомым информацию, входящую в чью-то кредитную историю).

Согласно диспозиции комментируемой статьи одним из условий привлечения виновного лица к административной ответственности является отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовного преступления. Однако следует заметить, что в действующем УК РФ пока не предусмотрена уголовная ответственность за такого рода нарушения законодательства о кредитных историях.

Протокол об административном правонарушении по данной статье может составить уполномоченное должностное лицо Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).

Статья 5.54. Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете)

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный законом порядок формирования, хранения и использования кредитных историй и права их субъектов.

Соответствующие отношения (в том числе касающиеся проведения проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ. Проведение бюро кредитной истории такой проверки является гарантией достоверности соответствующей информации, составляющей кредитную историю, и способствует надлежащему исполнению заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), усилению защищенности кредиторов и заемщиков, повышению эффективности работы кредитных организаций.

Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

Участниками названных отношений являются субъекты кредитных историй, пользователи кредитных историй, бюро кредитных историй и иные физические и юридические лица. Бюро кредитных историй является зарегистрированным в соответствии с законом юридическим лицом — коммерческой организацией, оказывающей услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Субъект кредитной истории — физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ субъект кредитной истории (физическое или юридическое лицо, являющееся заемщиком по договору займа (кредита), вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро кредитных историй хранящее указанную кредитную историю заявление о внесении в нее изменений и (или) дополнений. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ обязывает бюро кредитных историй провести в установленном порядке в течение 30 дней проверку информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), и осуществить исправление обнаруженной недостоверной информации (ст. 8).

Бюро кредитных историй обновляет кредитную историю в оспариваемой части в случае подтверждения заявления субъекта кредитной истории о внесении изменений и (или) дополнений в эту кредитную историю или оставляет кредитную историю без изменения. О результатах рассмотрения указанного заявления бюро кредитных историй обязано в письменной форме сообщить субъекту кредитной истории по истечении 30 дней со дня его получения. Отказ в удовлетворении указанного заявления должен быть мотивированным (ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного Ч. 1 комментируемой статьи, выражается в бездействии (или действии) и состоит в непроведении бюро кредитных историй по требованию субъекта кредитной истории проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), или нарушении сроков проведения такой проверки.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена Ч. 2 комментируемой статьи, выражается в бездействии и состоит в незаконном отказе бюро кредитных историй исправить недостоверную информацию, содержащуюся в кредитной истории, или в иной форме неисполнении бюро кредитных историй обязанности по исправлению недостоверной информации в кредитной истории (кредитном отчете). На практике уполномоченное должностное лицо бюро кредитных историй либо напрямую незаконно отказывает (устно или письменно) исправить недостоверную информацию, содержащуюся в кредитной истории (кредитном отчете), либо хотя прямо и не отказывает в этом, но фактически не исправляет указанную информацию.

Правонарушение считается оконченным с момента неисполнения в установленный срок любого из указанных выше действий, входящих в законные полномочия бюро кредитных историй. Состав правонарушения считается формальным, наступление каких-либо вредных последствий от бездействия или действия не охватывается объективной стороной данного деяния.

Данное административное правонарушение следует отграничивать (прежде всего, по объективной стороне) от правонарушения, предусмотренного ст. 14.30 (нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю) КоАП РФ.

3. Субъектом данных правонарушений являются только должностные лица (например, руководители бюро кредитных историй) или юридические лица (например, сами эти бюро, имеющие такой статус).

Субъективная сторона указанных выше правонарушений может характеризоваться и умыслом, и неосторожностью (например, виновный по небрежности может нарушить (пропустить) срок проведения проверки).

Протокол об административном правонарушении по указанной статье может составить уполномоченное должностное лицо Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector